Для коллег

Как определить, что ребенка травят в интернете

В период пандемии школьники переведены на дистанционное обучение. Теперь тех, кого травили в стенах школы, стали травить в Интернете. Учителя не могут решить проблему, родители переживают, а дети страдают. Лайф выяснил, как справиться со школьным кибербуллингом.

Папа 15-летнего Дениса — Анатолий (имена изменены) — написал заявление в полицию, потому что считает, что его ребёнка травят одноклассники на дистанционном обучении. Школьник и на очном обучении не был лидером в своём кадетском классе, потому что он "не такой, как все". Но учителям удавалось пресекать и решать конфликты. Теперь, когда дети сидят по домам, мирить их или "отсаживать" обидчиков крайне сложно.

Одноклассники Дениса где-то нашли его логин и пароль для входа в учебный онлайн-кабинет. И под его именем стали срывать дистанционные уроки. Иногда в онлайн-конференции класса с учителем может появиться два "Дениса", если кто-то из одноклассников не сможет решить, кому сейчас "шутить" над мальчиком. При этом в чате другие дети стали писать, насколько Денис мешает им учиться. Учитель позвонила Анатолию и выяснила, что у мальчика нет камеры и микрофона, он не мог срывать урок в онлайне. Теперь полиция проводит проверку и ищет абьюзеров. Анатолий отказался от комментариев Лайфу, но, по словам учителей, Денис никогда не был замечен в провокациях, нормально учится, у педагогов нет к нему претензий.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Жертвами агрессоров, как отмечает психолог Татьяна Семенко, могут стать дети, которые очень хорошо учатся, слишком добрые, не могут дать сдачи, как-то отличаются от других сверстников в поведении, во внешности, в социальном статусе семьи.

Исследования Института образования ВШЭ показали, что 27,5% российских учеников сталкиваются с травлей в школе. Дети чаще всего замалчивают свои проблемы, родители и учителя даже не знают, что происходит со школьниками.

Как понять, что ребёнка травят в Сети?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Психологическое насилие, как правило, сопровождается эмоциональными и поведенческими изменениями. Ребёнок становится подавленным, раздражённым, может отказываться от еды, учёбы, не хочет заниматься своим хобби и пытается резко поменять его на что-то другое.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Да, зачастую дети не делятся своими проблемами ни с кем. Но если родитель проявит чуть больше заботы и внимания к своему ребёнку, то, возможно, ему удастся заметить перемены в поведении и настроении.

Как помочь ребёнку?

Старайтесь избегать назидательного тона. Никакие нравоучения не способны помочь вашему ребёнку. И вопросы в лоб — тоже.

 Начните разговор с абстрактных тем, например: "Ты знаешь, у моей подруги над дочкой в Интернете злобно подшучивают сверстники. Даже на дистанционных уроках. А у вас есть такие ребята?" — советует гештальт-психотерапевт Анна Таипова.

Нельзя без разрешения ребёнка залезать в его компьютер и социальные сети. По мнению кандидата психологических наук Романа Демьянчука, лезть в личную информацию подростка без договорённостей с ним — неправильно. Из-за этого может возникнуть конфликт.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

 Ребёнок должен ощущать, что родители всегда на его стороне, именно к ним он может обратиться за поддержкой или советом. Важно говорить ребёнку: "Я с тобой", "Я тебя выслушаю", — отмечает врач-психиатр Анна Басова.

Важно, как отмечают психологи, сказать ребёнку: "Я на твоей стороне, но, пока я за тебя отвечаю, мне нужно узнать всю информацию о твоих проблемах". Задайте ребёнку вопросы о его переживаниях: когда они начались, кто ещё об этом знает, с кем он делится своими мыслями.

Что говорит закон?

На сегодняшний день в российском законодательстве существуют уголовные наказания за реальную угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ), оскорбление (статья 130 УК РФ), клевету (статьи 128.1 и 298 УК РФ) и доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ). Меры, которые боролись бы с агрессорами в виртуальном пространстве, пока что не приняты. Поэтому интернет-травля — сложная тема для правоохранителей.

Но сейчас члены Общественной палаты направили в Госдуму и Совет Федерации инициативу по ужесточению наказания за оскорбления и травлю в Интернете. Предлагается за угрозы убийством и причинением вреда здоровью наказывать семью годами принудительных работ, а за клевету — штрафом до шести миллионов рублей.

Если ваш ребёнок только регистрируется в соцсетях или начинает играть в онлайн-игры, поговорите с ним. Расскажите о важности хранения личных данных, настройках приватности, о том, что нужно размещать в соцсетях, а что — нет. Так вам будет немного спокойнее, а ребёнок станет чуть более ответственным в Интернете. Но, если всё-таки вам пришлось столкнуться с кибербуллингом, как в случае с девятиклассником Денисом и его папой, не стесняйтесь разбираться в ситуации и обращаться в школу, к правоохранителям, к обидчикам напрямую.

\Из свободного доступа в Интернете\

9 комментариев:

  1. Просто и наглядно о том, как мы сами готовы испортить себе жизнь.

    – Здесь занимают очередь на жертвоприношение?
    – Здесь, здесь! За мной будете. Я 852, вы – 853.
    – Ой, мамочки… Это когда же очередь дойдет?
    – Не беспокойтесь, тут быстро. Вы во имя чего жертву приносите?
    – Я – во имя любви. А вы?
    – А я – во имя детей. Дети – это мое все!
    – А вы что в качестве жертвы принесли?
    – Свою личную жизнь. Лишь бы дети были здоровы и счастливы. Все, все отдаю им. Замуж звал хороший человек – не пошла. Как я им отчима в дом приведу? Работу любимую бросила, потому что ездить далеко. Устроилась нянечкой в детский сад, чтобы на виду, под присмотром, ухоженные, накормленные. Все, все детям! Себе – ничего.
    – Ой, я вас так понимаю. А я хочу пожертвовать отношениями… Понимаете, у меня с мужем давно уже ничего не осталось… У него уже другая женщина. У меня вроде тоже мужчина появился, но… Вот если бы муж первый ушел! Но он к ней не уходит! Плачет… Говорит, что привык ко мне… А мне его жалко! Плачет же! Так и живем…
    Распахивается дверь, раздается голос: «№ 852, проходите!».
    – Ой, я пошла. Я так волнуюсь!!! А вдруг жертву не примут?

    ОтветитьУдалить
  2. № 853 сжимается в комочек и ждет вызова.

    Время тянется медленно, но вот из кабинета выходит № 852.
    – Что? Ну что? Что вам сказали? Приняли жертву?
    – Нет… Тут, оказывается, испытательный срок. Отправили еще подумать.
    – А как? А почему? Почему не сразу?
    – Ох, милочка, они меня спрашивают: «А вы хорошо подумали? Это же навсегда!». А я им: «Ничего! Дети повзрослеют, оценят, чем мама для них пожертвовала». А они мне: «Присядьте и смотрите на экран». А там такое кино странное! Про меня. Как будто дети уже выросли. Дочка замуж вышла за тридевять земель, а сын звонит раз в месяц, как из-под палки, невестка сквозь зубы разговаривает… Я ему: «Ты что ж, сынок, так со мной, за что?». А он мне: «Не лезь, мама, в нашу жизнь, ради бога. Тебе что, заняться нечем?». А чем мне заняться, я ж, кроме детей, ничем и не занималась??? Это что ж, не оценили детки мою жертву? Напрасно, что ли, я старалась?

    ОтветитьУдалить
  3. Из двери кабинета доносится: «Следующий! № 853!».
    – Ой, теперь я… Господи, вы меня совсем из колеи выбили… Это что ж??? Ай, ладно!

    – Проходите, присаживайтесь. Что принесли в жертву?
    – Отношения…
    – Понятно… Ну, показывайте.
    – Вот… Смотрите, они, в общем, небольшие, но очень симпатичные. И свеженькие, неразношенные, мы всего полгода назад познакомились.
    – Ради чего вы ими жертвуете?
    – Ради сохранения семьи…
    – Чьей, вашей? А что, есть необходимость сохранять?
    – Ну да! У мужа любовница, давно уже, он к ней бегает, врет все время, прямо сил никаких нет.
    – А вы что?
    – Ну что я? Появился в моей жизни другой человек, вроде как отношения у нас.
    – Так вы эти новые отношения – в жертву?
    – Да… Чтобы семью сохранить.
    – Чью? Вы ж сами говорите, у мужа – другая женщина. У вас – другой мужчина. Где ж тут семья?
    – Ну и что? По паспорту-то мы – все еще женаты! Значит, семья.
    – То есть вас все устраивает?
    – Нет! Нет! Ну как это может устраивать? Я все время плачу, переживаю!
    – Но променять на новые отношения ни за что не согласитесь, да?
    – Ну, не такие уж они глубокие, так, времяпровождение… В общем, мне не жалко!
    – Ну, если вам не жалко, тогда нам – тем более. Давайте вашу жертву.

    ОтветитьУдалить
  4. – А мне говорили, у вас тут кино показывают. Про будущее! Почему мне не показываете?
    – Кино тут разное бывает. Кому про будущее, кому про прошлое… Мы вам про настоящее покажем. Включаем, смотрите.
    – Ой, ой! Это же я! Боже мой, я что, вот так выгляжу??? Да вранье! Я за собой ухаживаю.
    – Ну, это ваша душа таким образом на внешности проецируется.
    – Что, вот так??? Плечи вниз, губы в линию, глаза тусклые, волосы повисшие…
    – Так всегда выглядят люди, если душа плачет…
    – А это что за мальчик? Славненький какой… Смотрите, как он ко мне прижимается!
    – Не узнали, да? Это ваш муж. В проекции души.
    – Муж? Что за ерунда! Он взрослый человек!
    – А в душе – ребенок. И прижимается, как к мамочке…
    – Да он и в жизни так! Прислоняется. Тянется!
    – Значит, не вы к нему, а он к вам?
    – Ну, я с детства усвоила – женщина должна быть сильнее, мудрее, решительнее. Она должна и семьей руководить, и мужа направлять!
    – Ну так оно и есть. Сильная, мудрая решительная мамочка руководит своим мальчиком-мужем. И поругает, и пожалеет, и приголубит, и простит. А что вы хотели?
    – Очень интересно! Но ведь я ему не мамочка, я ему жена! А там, на экране… Он такой виноватый, и к лахудре своей вот-вот опять побежит, а я его все равно люблю!
    – Конечно, разумеется, так оно и случается: мальчик поиграет в песочнице, и вернется домой. К родной мамуле. Поплачет в фартук, повинится… Ладно, конец фильма. Давайте завершать нашу встречу. Будете любовь в жертву приносить? Не передумали?

    ОтветитьУдалить
  5. – А будущее? Почему вы мне будущее не показали?
    – А его у вас нет. При таком настоящем – сбежит ваш выросший «малыш», не к другой женщине, так в болезнь. Или вовсе – в никуда. В общем, найдет способ вырваться из-под маминой юбки. Ему ж тоже расти охота…
    – Но что же мне делать??? Ради чего я тогда себя буду в жертву приносить???
    – А вам виднее. Может, вам быть мамочкой безумно нравится! Больше, чем женой.
    – Нет! Мне нравится быть любимой женщиной!
    – Ну, мамочки тоже бывают любимыми женщинами, даже часто. Так что? Готовы принести жертву? Ради сохранения того, что имеете, и чтобы муж так и оставался мальчиком?
    – Нет… Не готова. Мне надо подумать.
    – Конечно, конечно. Мы даем время на раздумья.
    – А советы вы даете?
    – Охотно и с удовольствием.
    – Скажите, а что нужно сделать, чтобы мой муж… ну, вырос, что ли?
    – Наверное, перестать быть мамочкой. Повернуться лицом к себе и научиться быть Женщиной. Обольстительной, волнующей, загадочной, желанной. Такой цветы дарить хочется и серенады петь, а не плакать у нее на теплой мягкой груди.
    – Да? Вы думаете, поможет?
    – Обычно помогает. Ну, это в том случае, если вы все-таки выберете быть Женщиной. Но если что – вы приходите! Отношения у вас замечательные просто, мы их с удовольствием возьмем. Знаете, сколько людей в мире о таких отношениях мечтают? Так что, если надумаете пожертвовать в пользу нуждающихся – милости просим!
    – Я подумаю…

    № 853 растерянно выходит из кабинета, судорожно прижимая к груди отношения.

    № 854, обмирая от волнения, заходит в кабинет.
    – Готова пожертвовать своими интересами ради того, чтобы мамочка не огорчалась.

    Дверь закрывается... По коридору прохаживаются люди, прижимая к груди желания, способности, карьеры, таланты, возможности – все то, что они готовы самоотверженно принести в жертву…

    Автор: психолог-сказкотерапевт Ирина Семина

    ОтветитьУдалить
  6. КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

    1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
    2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
    3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
    4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
    5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
    6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
    7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
    8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам

    ОтветитьУдалить
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
    Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации
    Первый этап- "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я сделать?"
    Второй этап- "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
    Третий этап- "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
    Четвертый этап- "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использования
    Пятый этап- "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
    Шестой этап- "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учет и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
    Использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной!

    ОтветитьУдалить
  8. Ошибки, допускаемые при воспитании детей
    1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.
    2. Непринятие детей (неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера, а также пола ребенка).
    3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
    4. Негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет меняющейся ситуации, несвоевременный отклик на обращение ребенка, фиксация проблемы, «застревание» на ней, отсутствие альтернатив в решениях, предвзятость суждений, навязывание мнения).
    5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот).
    6. Непоследовательность в обращении с детьми.
    7. Несогласованность отношений между родителями.
    8. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха.
    9. Тревожность (беспокойство и паника по любому поводу; стремление чрезмерно опекать ребенка, не отпускать его от себя; стремление все делать для ребенка заранее, предохранение от всех опасностей).
    10. Доминантность в отношениях с детьми (безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; категоричность суждений, приказной, повелевающий тон; стремление подчинить ребенка; навязывание мнений и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка).
    11. Воспитание имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка характер (не учитывается своеобразие личности ребенка, возрастные потребности и интересы).
    12. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту.
    13. Недостаточная отзывчивость или нечуткость.
    14. Противоречивость в отношениях с детьми.

    ОтветитьУдалить
  9. Способы выражения (выплескивание) гнева.
    1. Громко спеть любимую песню.
    2. Пометать дротики в мишень.
    3. Попрыгать на скакалке.
    4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
    5. Подраться с сестрой или с братом.
    6. Пускать мыльные пузыри.
    7. Устроить «бой» с боксерской грушей.
    8. Полить цветы.
    9. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
    10. Передвинуть в квартире мебель.
    11. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
    12. Отжаться от пола максимальное количество раз.
    13. Устроить соревнование, «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
    14. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
    15. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
    16. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

    ОтветитьУдалить